http://www.schekino.net/pages/page_117.htm
4 августа – первый день Успенского поста. Это самый короткий из постов, он длится всего две недели: начинается медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается праздником Успения Божией Матери – 28 августа. На следующий день после праздника, 29 августа, начинается осенний мясоед – период, когда по православному церковному уставу разрешена мясная пища. Осенний мясоед продолжается до 27 ноября. Кроме того, осенний и зимний мясоед является порой свадеб
14 августа – первый день Успенского поста. Это самый короткий из постов, он длится всего две недели: начинается медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается праздником Успения Божией Матери – 28 августа. На следующий день после праздника, 29 августа, начинается осенний мясоед – период, когда по православному церковному уставу разрешена мясная пища. Осенний мясоед продолжается до 27 ноября. Кроме того, осенний и зимний мясоед является порой свадеб.
С периодом мясоеда связано (хотя и опосредованно – через фамилию владельцев) название села Мясоедово, расположенного в четырёх километрах от Щёкино. Это старинное село, возникло оно как сторожевая застава засечной черты по границе с диким полем. В «Росписи тульских укреплений» 1638 – 1641 годов о Мясоедове сообщается так:
«А от Упы реки по польской (по полевой - С. С.) стороне, по засечной черте село Мясоедово, Беляевское тож, Клементья Ростопчина и иных помещиков. От села Беляевского за черту дорога по полянам через засечный лес... что проложена была при царе Василье, как царь Василий стоял под Тулою. И та дорога засечна, а под конец полян поставлены надолбы на 30 сажен в две ряд...»
Царь Василий – это Василий Шуйский, дорога была проложена в 1607 году, когда он осаждал Тулу, последний оплот Ивана Болотникова. Дорога сохранилась и до наших дней: теперь она заасфальтирована и соединяет Скуратово и Щёкино. По этой дороге от Тулы до Мясоедова 12 километров.
В этих местах не раз бывал Лев Николаевич Толстой. В Мясоедове происходит действие его рассказа «Тихон и Маланья». Мясоедовский пейзаж можно «увидеть», прочитав такие слова Л. Н. Толстого: «День был красный, жаворонки вились надо ржами. Ржи лоснились. В роще сохла роса с солнечной стороны и пели птицы... Шли старики большими, широкими шагами (шагами рабочего человека) в белых, заново вымытых онучах и новых лаптях, которые с палочками, которые так, по одному и попарно; шли мужики молодые в сапогах, староста Михеич шёл в чёрном, из фабричного сукна кафтане... Шли девочки табунками, в жёлтых и красных сарафанах, ребята в подпоясанных армячках, согнутые старушки в белых чистых платках, с палочками и без палочек, ребятницы с белыми пелёнками и холостые пёстрые бабы в красных платках, синих поддевках, с золотыми галунами на юбках. Шли вело, говорили, догоняли друг друга, здоровкались, осматривали новые платки, бусы, коты прошивные...»
Это картина возвращения деревенского люда из церкви в праздничный день.
Краски выцвели
Введенская церковь, или церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, была построена в 1861 году.
В книге «Приходы и церкви Тульской епархии», изданной в Туле в 1895 году, о Введенской церкви говорится следующее: «Храм каменный, о пяти главах... Построен во имя введения во храм Пресвятыя Богородицы в 1681 году иждивением стольника Григория Мясоедова и доброхотных дателей, вместо бывшего деревянного храма, находившегося в том месте, которое в настоящее время носит в народе название «Могилки»...»
В 1822 году к церкви пристроили трапезную и четырехъярусную колокольню на средства помещиков Мясоедовых, на могилах их предков. Эти постройки выполнены в стиле русского классицизма. В те же годы старых храм тоже преобразили в духе классицизма: наружные стены покрыли листовым железом и окрасили белилами (до наших дне эта «коронка» не сохранилась), внутри были сделаны новые росписи.
Эти росписи представляют особенный интерес. Фрески покрывают все стены и своды церкви, некоторые из них потемнели от времени, но есть и хорошо сохранившиеся. Среди сюжетов фресок – «Введение Девы Марии во храм», «Христос и самаритянка», «Изгнание торгующих из храма», «Святители», «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Такая живопись непривычна для церкви: вместо аскетического византийского стиля мы видим богатство красок и пластику русского классицизма времён Брюллова и Александра Иванова. В духовные сюжеты проникли полнота чувств и красота земной жизни. По всей видимости, эти росписи были выполнены мастером Академической школы, питомцем Академии художеств. Именно русский классицизм в период своего расцвета сообщил библейским сюжетам связь с земной жизнью, одушевлённость, выразительность.
Росписи, выполненные на штукатурке, а также кирпичные купольные своды хорошо сохранились благодаря «модернизированной» крыше. В советское время Введенская церковь разделила участь большинства русских церквей: здание переоборудовали под колхозный склад, разобрав купола. Выровненную таким образом поверхность покрыли шифером. Недавно для склада нашли новое помещение, а церковь оказалась окончательно заброшенной. Её окружают дремучие заросли репейника и крапивы. Кирпичные стены храма разрушаются, на карнизах и кровлях растут берёзы. И только живописные фрески напоминают о том, что когда-то на восстановление Введенской церкви не пожалел сил мастер-академист, а крестьяне торопились сюда за радостью...
Автор – Светлана Сафронова.